Οψιμαθης (tugodum) wrote,
Οψιμαθης
tugodum

Category:

о невинности православия

Климент Александрийский, в дошедшем до нас начале "Стромат", поднимает вопрос: зачем писать? для кого? уместность вопроса становится особенно понятна, когда встречаешь, напр., такое:
...слово «православие» является калькой с греческого «ὀρθοδοξία», среди значений которого присутствует, как ни удивительно, и «невиновный» [Фасмер, 2009, 352]. Первое употребление этого греческого слова, в свою очередь, восходит к «Строматам» Климента Алесандрийского.., который обозначил им «людей доброй воли», т.е. тех, кто искренне считает, «в отличие от подъярёмного скота», работающего, подобно рабам, только из страха наказания, что «должны творить добрые дела, ясно понимая, что делают» [Шуфрин, 2013, 236–237].

В указанном месте у Шуфрина и в приведённой в нём цитате из Климента говорится, однако, едва ли не обратное:
"Климент, вероятно, предпочел бы охарактеризовать свое учение скорее как «гностическое», чем как «православное». Он делает различие между гностиками истинными и ложными (см. выше: гл. 1, прим. 23), но упоминает лишь «так называемых» православных, но не истинных, с которыми мог бы себя отождествить: «Делает [свое дело] и скот, гонимый понуждающим [его] страхом. Не [так] ли и [так] называемые православные {или: называющие себя “православными”} налегают на добрые дела, “не ведая, что творят” (Лк. 23:34)» (Str. 1.45.6)."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment